О фестивале
Уже третье тысячелетие евреи рассеяны по всему миру. Поэтому неудивительно, что в самых разных странах снимают еврейское кино, а специализированные фестивали собирают и показывают самые актуальные для своего региона картины. Московский еврейский кинофестиваль® стал первым на территории России, он появился в 2015 году и с тех пор проходит ежегодно.
Что же такое еврейское кино? Это не обязательно фильмы, снятые евреями, и уж точно не только те, в которых можно увидеть знаменитого еврейского актера. Вечный поиск еврейской идентичности, проблема ассимиляции диаспор и, наоборот, философия самоутверждения и отделение евреев в обществе, возвращение в историю, восхваление национальных героев и оплакивание жертв, вызовы современности и проблема актуальности и сохранения традиций — все это и многое другое занимает умы кинематографистов всех стран и континентов. Поиск и выбор лучшего еврейского кино за прошедший год — и есть попытка ответить на вопрос, что из себя представляет эта быстро меняющаяся «еврейская» кинематография. И Москва, как главный мегаполис крупнейшей страны, место сожительства многих культур и народов, оказывается одной из самых подходящих мировых площадок для проведения такого кинофестиваля — диалога национальных общин.
Основной конкурс
Лучшие игровые полнометражные фильмы еврейской тематики, вышедшие за последний год, ранее не показанные в России. Главная программа фестиваля.
Конкурсная программа
В конкурсную программу фестиваля входят лучшие документальные полнометражные, документальные короткометражные и игровые короткометражные фильмы. Реальные истории из жизни диаспор на каждом континенте, недлинные авторские исследования прошлого, настоящего и будущего, эксперименты молодых авторов, небольшие сюжетные зарисовки и анимация.
Внеконкурсная программа
В программу спецпоказов МЕКФ войдут фильмы, что по каким-то причинам не вошли в основные конкурсные программы, российские премьеры больших фильмов на тему еврейства, многонационального мира, терпимости и нетерпимости, экспериментальные работ всех видов и жанров. Специальные показы и ретроспектива.
Призы
Приз фестиваля называется «Ключ к открытиям». Статуэтка символизирует положение еврейской культуры, стоящей на стыке взаимодействия самых разных стран и национальностей.
Жюри вручает «Ключи к открытиям» в следующих номинациях:
- Лучший фильм
- Лучший документальный фильм
- Лучший короткометражный фильм
- Лучший документальный короткометражный фильм
- Приз жюри (любой картине конкурсной программы на усмотрение жюри)
Общественный и попечительский советы фестиваля вручают почетный приз за выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России.
Ретроспектива
Короткая ретроспективная программа в этом году цитатна и отсылает к первому Московскому еврейскому кинофестивалю, состоявшемуся в далеком 1990-м году. Все четыре фильма взяты из той программы. Три из них объединяет время создания (конец 70-х - 80-е), географический ареал (ФРГ, Австрия) и время действия (30-40-е гг.). Это очень важные и принципиальные работы немецкоязычного кинематографа накануне падения Берлинской стены, совершенно незнакомые и недоступные отечественному зрителю, несмотря на их официальное международное признание (номинация на «Оскар», «Золотой медведь» в Берлине, приз за лучшую режиссуру в Сан-Себастьяне). Петер Лилиенталь («Давид», 1979) и Аксель Корти («Добро пожаловать в Вену», 1986) - тихие, незаметные классики социального кино, оставшиеся в тени Вендерса, Клюге, Шлендорфа и Херцога, имя Агнешки Холланд («Горькая жатва», 1985) громче и известнее, но и в её обширной фильмографии этот разовый немецкий опыт потерялся на фоне польских и англоязычных картин. Все три картины по-своему касаются противоречивых для внешне процветающих Австрии и Западной Германии последней четверти прошлого века вопросов коллективной памяти, ответственности, идентичности и травмы, при этом в каждом фильме эти масштабные темы рассмотрены на материале частном, интимном, пропущены через мелодраматические коллизии.
Эти фильмы симптоматичны, их появление - следствие стремления обществ и режиссёров Центральной Европы свести счеты с недавней историей. Отдельным событием ретроспективной программы станет уникальный показ по-настоящему раритетного фильма «Частная жизнь» еще одного тихого, но безусловного классика классика Михаила Богина, режиссера с удивительным лирическим даром. После показа состоится диалог Богина с патриархом отечественного киноведения Наумом Клейманом, также причастного к проведению первого московского еврейского кинофестиваля.
Образовательная программа
Это платформа для самообразования, для творческих и социальных инициатив и, наконец, для приятных бесед зрителей любой национальности и вероисповедания с создателями фильмов или специалистов в самых разных областях. В рамках образовательной программы мы ищем ответ на главный вопрос: «Чем уникально еврейское кино?» Если сам по себе кинофестиваль знакомит гостей с фильмами со всего мира, то образовательная программа в виде различных лекций, мастер-классов и дискуссий учит понимать еврейский киноязык, знакомит с историей и культурой еврейского народа, помогает предугадать основные модные тенденции и возможности современности. Все образовательные мероприятия для зрителей кинофестиваля бесплатные и свободны для посещения.
Организатор
Организатором Московского еврейского кинофестиваля является Фонд поддержки и развития еврейского кино «Ковчег»
Фонд поддержки и развития еврейского кино «Ковчег» был создан с целью развития еврейской культуры и сохранения истории, а также продвижения идей гуманизма, толерантности и равноправия силами и средствами киноязыка с помощью создания и распространения кинематографических произведений и организации мероприятий, использующих киноконтент для заявленных целей.
Каталог
С каталогом 10-го Московского еврейского кинофестиваля можно ознакомиться, нажав на кнопку «Каталог».
Регламент
С регламентом Московского еврейского кинофестиваля можно ознакомиться нажав на кнопку «Регламент».